Рабочая программа по лечению нарушений опорно-двигательного аппарата - Меднавигатор
+7 (495) 023-10-24 info@mednavi.ru Консультация — бесплатно!
Навигация
Заказать звонок
Оставить заявку
Контакты
Спасибо!
Наши специалисты свяжутся с вами!
Заказать звонок Медицинскому навигатору

Ваше имя:

Номер телефона:

Когда вам удобно принять звонок?
С ДО
Ваше сообщение:

Записаться на прием в Медицинский навигатор

Ваше имя:

Номер телефона:

Ваш E-mail:

Ваше сообщение:

15 ДЕК 2016

Рабочая программа по лечению нарушений опорно-двигательного аппарата

Ортопедия, Неврология, Реабилитация

Опорно-двигательный аппарат обеспечивает передвижение человека в пространстве и двигательную активность его органов и частей тела. Нарушения функций костно-мышечного аппарата значительно снижают качество жизни человека и могут приводить к инвалидности.

Нарушения опорно-двигательного (или НОД) аппарата могут быть врожденными и приобретенными.

К врожденным нарушениям двигательного аппарата относят патологии, которые возникли в процессе внутриутробного развития и во время родовой деятельности.

Приобретенные нарушения опорного аппарата являются следствием заболеваний или травм, которые были получены уже после рождения.

Среди нарушений опорно-двигательного аппарата выделяют следующие наиболее часто встречающиеся патологии:

  • Сколиоз — боковое искривление позвоночника.
  • Дисплазия тазобедренных суставов — нарушение опорно-двигательного аппарата, характеризуется патологией формирования тазобедренных суставов вследствие недоразвитости костной ткани.
  • Рахит возникает в результате дефицита витамина D, что приводит к нарушению образования костей и зубов, деформации конечностей, изменению формы черепа, возникают общие изменения в опорном аппарате.
  • Кривошея — нарушение позвонков, мышц и нервных окончаний шейного отдела, сопровождается характерным наклоном головы в одну сторону и изменением уровня лопаток.
  • Детский церебральный паралич (ДЦП) Эта патология возникает в результате нарушений внутриутробного развития, родовых травм и травм головного мозга на первом году жизни, нарушение двигательного аппарата сопровождается расстройством психики, слуха и речи, нарушением восприятия окружающего мира.

При появлении патологий опорно-двигательного аппарата возникают не только нарушения в физическом развитии, а и в психоэмоциональном. Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата требуют специфического подхода в обучении, получении образования и социализации. Для них необходим комплексный подход, который будет включать в себя педагогическое, медицинское, психологическое и социальное сопровождение.

Команда экспертов Mednavi поможет организовать поездку в ведущие клиники мира для диагностики и лечения нарушений опорно-двигательного аппарата, звоните +7 (495) 023-10-24. Подобрать подходящую вам клинику вы можете прямо сейчас через Каталог клиник. С алгоритмом действий при организации поездки нашей командой вы можете ознакомиться в разделе Как мы работаем

Основные принципы рабочей программы для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Общеобразовательная рабочая программа для учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата разрабатывается с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей. Программа включает в себя социальную адаптацию и коррекцию нарушений развития.

Многими отечественными и зарубежными исследованиями доказано, что чем раньше задействована специализированная образовательная программа, тем более эффективен будет дальнейший результат. Поэтому целесообразно применять подобную программу еще в дошкольном учреждении.

В дальнейшем ребенку будет легче адаптироваться к обучению и социуму в старшей школе. Развитие пространственного восприятия, навыков ориентации в окружающей среде, формирование временных, пространственных и языковых представлений, начиная с дошкольного учреждения, помогает гармонично развиваться. Данные умения способствуют успешному освоению письма, чтения, рисования и других видов учебной деятельности. Работа психолога является неотъемлемой частью образовательного процесса. Индивидуальная психологическая поддержка необходима для качественного развития интеллектуальных способностей, опираясь на тип личности ребенка и его мотивационную сферу. Психологическая помощь формируется на основании комплексной диагностики разными специалистами.

Специализированная рабочая программа разрабатывается индивидуально для каждого учреждения, в зависимости от особенностей учащихся, их физических возможностей и потребностей на основании Примерной адаптированной общеобразовательной программы. Рабочая программа утверждается согласно федеральному государственному образовательному стандарту.

Структура образовательной рабочей программы

Каждая адаптированная рабочая программа должна содержать обязательную часть и часть, которая формируется участниками образовательного процесса. Объем и соотношение частей определяет федеральный государственный образовательный стандарт по работе с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Рабочая образовательная программа должна иметь следующую структуру:

  1. Пояснительная записка, в которой указываются цели и задачи программы, сроки ее освоения, требования к начальному уровню развития учащихся.
  2. Ожидаемые результаты освоения учащимися программы.
  3. Содержание образовательного процесса: учебный план, календарный план, рабочие программы изучаемых предметов, план духовно-нравственного развития, план коррекционных курсов, программа освоения универсальных учебных навыков, программа формирования навыков безопасного и здорового образа жизни, план внеурочных занятий.
  4. Система оценки результатов освоения учащимися образовательной программы.
  5. Условия для реализации образовательной программы: кадровый состав, финансово-экономические условия, материально-техническая база.

Принципы и подходы к составлению образовательной программы

Для формирования рабочей программы используют общепринятые подходы к обучению детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Основными подходами являются дифференцированный и деятельностный.

  • Дифференцированный подход предполагает учитывать особые образовательные потребности детей, поскольку их возможности в обучении будут отличаться вследствие опорно-двигательных нарушений. Дифференцированный подход предусматривает создание различных вариантов программ на основании индивидуального учебного плана, которые помогут развивать личный потенциал каждого учащегося.
  • Деятельностный подход включает в себя основные теоретические психологические положения, в которых описаны принципы обучения и воспитания, общая структура образовательного процесса учащихся с патологиями опорно-двигательного аппарата и нормальным развитием.

Принцип деятельностного подхода заключается в предоставлении учащимся тех видов предметно-практической и учебной деятельности, которые им доступны. В организации деятельностного подхода обучения делают акцент на познавательной и практической деятельности, которые позволяют овладеть содержанием образования.

Среди основных принципов организации образовательной программы выделяют следующие: 

  • Общедоступность образования;
  • Адаптация программы к возможностям и умениям учеников;
  • Учет потребностей учеников в обучении;
  • Включение корригирующих процессов в обучение; 
  • Обучение должно быть направлено в сторону развития и расширения коммуникативных и поведенческих навыков учащегося, его учебной и практической деятельности;
  • Максимальное приближение адаптированной программы к нормам основного общего образования для обеспечения непрерывности обучения учащегося;
  • Максимальное приближение адаптированной программы к жизненным ситуациям, что позволит подготовиться к деятельности в реальном мире;
  • Постоянный контакт участников образовательного процесса с семьей учащегося.

Учитывая требования к структуре и ориентируясь на основные принципы и подходы, согласно требованиям федерального стандарта рабочая программа может быть разработана на основании четырех уже сформированных вариантов, в которых учитываются особые образовательные потребности групп учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Каждый из четырех вариантов программ достаточно гибкий и предусматривают изменение направленности программы в сторону индивидуализации. Во время учебы можно перейти от одного варианта программы к другому в зависимости от способностей и возможностей учащегося к обучению.

Адаптированная рабочая программа: вариант 1

Вариант 1 адаптированной образовательной рабочей программы включает структуру коррекционной работы с учащимися с нарушениями опорно-двигательного аппарата при их совместном обучении со здоровыми сверстниками. В программе обязательно учитываются особые потребности детей с патологией.

Вариант 1 адаптированной рабочей программы ориентирован на детей с патологиями, которые к моменту поступления в школу достигли одинакового или приближенного уровня развития со здоровыми сверстниками и имели положительный опыт общения в социуме своей возрастной группы. Учащийся с нарушениями опорно-двигательного аппарата полностью вовлечен в учебный процесс. После окончания обучения ему будет вручен стандартный общепринятый документ о получении образования. В процессе освоения основной общеобразовательной программы учащийся имеет право на прохождение государственных аттестаций в другой форме. Данная форма согласовывается отдельно, учитывая особенности учащегося с патологией.

Чтобы учащийся мог получать образование максимально комфортно, его рабочее место должно быть организовано, учитывая нарушения его опорно-двигательного аппарата. Неотъемлемой составляющей является коррекционная направленность образовательной программы. Она позволяет лучше осваивать жизненные компетенции учащегося и новую учебную программу. Коррекционная работа основывается на стандарте образования учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Составление коррекционной работы, ее структуры, формирование условий и ожидаемых результатов происходит индивидуально в каждом случае и зависит от состояния здоровья.

Существует несколько обязательных направлений, которые должны учитываться при составлении коррекционной работы для учащихся адаптационной программы 1-го варианта:

  • Поддержка в освоении знаний и навыков основной учебной программы.
  • Формирование адекватного представления о собственных возможностях.
  • Формирование способности вступать в диалог со взрослыми и сверстниками для обсуждения своих прав и потребностей.
  • Развитие бытовых навыков, которые будут полезны в повседневной жизни.
  • Развитие навыков общения в социуме.
  • Формирование представления об окружающем мире и собственной социальной среде.

Коррекционную работу проводят психологи и педагоги, которые прошли соответствующую подготовку и могут работать с необычными учениками, дефектологи, реабилитологи и логопеды. Коррекционная работа может проходить непосредственно в учебном заведении или в специальном здравоохранительном учреждении, в котором работают специалисты необходимого профиля. При обучении ребенка с патологиями опорно-двигательного аппарата в условиях общеобразовательной школы родители должны подписать соответствующее заявление, в котором будет указано, что они согласны с текущей адаптированной образовательной программой и будут оказывать помощь по ее освоению дома. Если учащийся испытывает стойкие затруднения в освоении учебного материала или ему трудно наладить контакт со сверстниками, его могут направить на дополнительное медико-психологическое обследование, по результатам которого будут изложены рекомендации дальнейшего его обучения. При необходимости ребенка могут перевести с адаптированной рабочей программы варианта 1 на вариант 2. Е

сли трудности возникают только при изучении отдельного предмета в рамках общеобразовательной программы, то это не должно стать поводом пересмотра варианта обучения.

Адаптированная рабочая программа: вариант 2

Вариант 2 адаптированной рабочей общеобразовательной программы подразумевает по завершению получение стандартного образования учащимся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, но за более длительный период. Итоговое образование не будет отличаться от того, которое получают здоровые сверстники. Учащийся получает образование в группе, которая формируется согласно общего признака патологии или с другими нарушениями, которые не будут препятствовать обучению. Для обучения соответствующей группы в обязательном порядке создаются специальные условия, необходимые для эффективной реализации общих и особых образовательных потребностей. Рабочее место организовывается, исходя из индивидуальных потребностей учащегося, или дополнительно приспосабливается к нему.

Поскольку полученная окружающая среда будет максимально комфортна, она будет резко отличаться от реальных менее комфортных условий жизни. Для адаптации к реальным условиям окружающего мира проводят поэтапное знакомство ребенка с ним. Ребенка планомерно вводят в социальную среду, в которой он будет вынужден взаимодействовать с нормально развивающимися сверстниками. Это позволит расширить его жизненный опыт и приобрести социальные навыки, которые будут необходимы для повседневной жизни.

Адаптированная рабочая программа: вариант 3

В этом варианте рабочей программы требования к промежуточным и итоговым знаниям детей с нарушениями будут отличаться от соответствующих требований к здоровым сверстникам. По завершению обучения полученные знания, умения и навыки не будут соответствовать достижениям здоровых сверстников.

Для реализации варианта 3 обязательно необходимо создание соответствующих условий для обучения детей с ограниченными возможностями. Каждое рабочее место создается на основании личных потребностей ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата. Адаптированная рабочая программа может быть, при надобности, индивидуализирована.

В обучении согласно варианту 3 приоритет отдается развитию и расширению жизненных навыков, а общеобразовательный компонент упрощается. Учащийся находится в коллективе со схожими патологиями или иными нарушениями здоровья. В связи с вынужденным ограничением ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата от окружающего мира и упрощением его постоянной среды для достижения максимального комфорта он не получает необходимого опыта общения с нормально развивающимися сверстниками.

Для его социализации и адаптации проводят постепенные дозированные погружения в обычную окружающую среду, отличную от его постоянного места пребывания. Такой подход позволит познакомиться с внешним миром и обрести коммуникативные навыки, необходимые для дальнейшей жизни, без травматизации психоэмоционального состояния.

Адаптированная рабочая программа: вариант 4

Согласно адаптированной рабочей программе четвертого варианта, учащийся после окончания обучения получает образование, которое соответствует его индивидуальным возможностям. Вследствие значительного упрощения общеобразовательного компонента происходит максимальное углубление в изучение и освоение жизненных навыков. В этом варианте адаптированной программы единственно возможным является строго индивидуальный подход в обучении ребенка с нарушениями здоровья.

Требования к оформлению структуры данной программы стандартизированы для работы с детьми с ограниченными возможностями. Учащиеся с нарушениями опорно-двигательного аппарата обучаются вместе со сверстниками с различными нарушениями здоровья. Их патологии могут отличаться, что не влияет на течение образовательного процесса. Рабочее место и среда обучения организовываются согласно индивидуальным потребностям каждого ребенка.

Важным компонентом обучения является обеспечение постоянного сотрудничества сотрудников образовательного учреждения с семьей ребенка. Это необходимо для реализации его образовательных потребностей и жизненных компетенций. Для знакомства ребенка с непривычной и сложной окружающей средой требуется проведение специальной работы. Ребенок вводится в незнакомый социум поэтапно на короткие сроки, что позволяет постепенно расширять его жизненный опыт социальных коммуникаций, которые для него доступы. Четвертый вариант программы позволяет не только обучить ребенка навыкам, необходимым для жизни дома, а и получить социальное развитие.

Лечебная физкультура

Одним из компонентов коррекционной программы образовательного процесса детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата являются регулярные занятия лечебной физической культурой (ЛФК), которые проводит специалист-реабилитолог. Данный вид деятельности позволяет укрепить общее состояние здоровья ребенка и его психоэмоциональную составляющую.

ЛФК значительно повышает эффективность освоения ребенком различных предметно-практических навыков, что необходимо для его максимальной адаптации к окружающей среде. Занятия лечебной физической культурой направлены на увеличение прочности мышц и костной ткани. Они способствуют улучшению крепления мышечных сухожилий к костям, укрепляют позвоночник и ликвидируют нежелательные искривления. При регулярных занятиях ЛФК повышается эластичность и гибкость мышечных сухожилий, что позволяет лучше контролировать производимые движения.

Выделяют два вида ЛФК: общая и специальная тренировка.

  1. Общая тренировка необходима для укрепления и оздоровления организма.
  2. Специальные тренировки назначаются врачом и входят в курс реабилитации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Они направлены на устранение нарушений функционирования конкретных органов и систем.

В лечебной физкультуре используют определенные упражнения, задача которых — восстановить нормальную работу определенной части организма. Нагрузки ЛФК в рамках курса реабилитации увеличиваются постепенно для нормальной адаптации опорно-двигательного аппарата. Результатом постоянных занятий ЛФК является поэтапная коррекция патологических нарушений и предотвращение прогрессирования заболевания.

Упражнения для специальной тренировки ЛФК назначает лечащий врач, а выполнение занятий происходит под контролем инструктора или специалиста по лечебной физкультуре. Методика занятий может корректироваться в процессе проведения реабилитации в зависимости от ее результативности.

Назад к поиску