+7 (495) 721-30-21 info@mednavi.ru Консультация — бесплатно!
Навигация
Заказать звонок
Оставить заявку
Контакты
Спасибо!
Наши специалисты свяжутся с вами!
Заказать звонок Медицинскому навигатору

Ваше имя:

Номер телефона:

Когда вам удобно принять звонок?
С ДО
Ваше сообщение:

Записаться на прием в Медицинский навигатор

Ваше имя:

Номер телефона:

Ваш E-mail:

Ваше сообщение:

Реабилитация после инсульта в Москве

Реабилитация / Россия

Лечение щитовидной железы радиойодом

Лечение / Финляндия

Эмболизация маточных артерий в Москве

Гинекология / Россия

Диагностика и лечение эпилепсии в Греции

Неврология / Греция

Реабилитация в Греции

Реабилитация / Греция

Лечение рассеянного склероза в Москве

Лечение и реабилитация / Россия
03 ЯНВ 2018

Детский церебральный паралич

Неврология, Лечение детей

Детский церебральный паралич не является наследственным заболеванием, он возникает в результате повреждения мозга во время внутриутробного развития. Причиной ДЦП становятся: внутриутробная аномалия головного мозга, внутриутробная инфекция, гипоксия плода.

Существует ряд вредных факторов, которые могут негативно влиять на плод:

  • Хронические и острые заболевания матери (ожирение, гипертония, сахарный диабет, анемия, пороки сердца, заболевание эндокринных органов и другие);
  • Инфекционные заболевания;
  • Резус-фактор;
  • Алкоголизм родителей;
  • Работа матери на вредном производстве;
  • Стресс;
  • Прием лекарственных препаратов во время беременности;
  • Травма во время беременности;
  • Недоношенность.

Внутриутробная гипоксия плода в большинстве случаев приводит к возникновению мозговых нарушений, появлению отклонений в развитии. Уже на первом году жизни становится заметным отставание детей с ДЦП в развитии, появляются первые признаки. Дети позже начинают ползать, у них нарушена моторика при выполнении действий.

Движение относится к сложным рефлекторным актам, в котором принимают участие спинной мозг, кора головного мозга, подкорковые узлы, ствол, мозжечок, периферические нервы. Они бывают произвольными и непроизвольными, первые из которых управляются с помощью воли и участия коры мозга, непроизвольные выполняются автоматически под влиянием сегментарного аппарата спинного мозга. Произвольные – это речь, письмо, ходьба. У детей с церебральным параличом происходит нарушение работы мозга в больших полушариях, которые отвечают за речь, произвольные движения, ходьбу и другие функции, на которые влияет кора головного мозга. Развиваются двигательные нарушения, которым сопутствует речевое расстройство, нарушение психики, нарушение слуха, зрения.

ДЦП и нарушения речи

Двигательная патология играет большую роль в нарушении речи у детей. Патологические тонические рефлексы, которые сохраняются длительное время, оказывают негативное влияние на тонус мышц языка, вызывают произвольное открывание рта, постоянное движение языка, влияют на голос, затрудняют дыхание. Малыш с трудом произносит звуки, ухудшается формирование голосовой активности. Из-за снижения кинестетического восприятия он плохо ощущает артикуляцию и положение своих конечностей.

Нарушение речи наиболее часто отмечается у детей с тяжелым поражением функции рук. Нарушения двигательной активности, в зависимости от ее формы, вызывает различные речевые расстройства. Расстройство речи создает препятствия на пути общения с другими людьми, негативно сказывается на дальнейшем формировании личности. От тяжести повреждения мозга зависит характеристика нарушений: ДЦП может сопровождаться умственным недоразвитием или тяжелым умственным расстройством, болезнью Литтля, двойным спастическим поражением рук, уменьшением длины конечностей, замедлением роста.

Двигательные нарушения при церебральном параличе

Двигательные нарушения у детей с ДЦП варьируются от минимальных до самых тяжелых. Отсутствие коррекции двигательных нарушений оказывает негативное влияние на речь, психику, интеллект. У детей с ДЦП происходит нарушение мышечного тонуса, что также негативно влияет на нервную систему. При резком повышении тонуса мышц (ригидности) нарушается слаженность работы. При низком тонусе (гипотонии) все мышцы тела становятся дряблыми и слабыми. При дистонии происходит постоянная смена мышечного тонуса – расслабленные в покое мышцы при попытке действия приходят в такой тонус, что выполнить движение становится невозможно. Возможность выполнять какие-либо движения зависит от тяжести поражения мозга. При тяжелом поражении некоторые движения полностью отсутствуют.

Невозможности выполнения определенных движений часто сопутствует мышечная слабость. В этом случае затруднены двигательные функции, ходьба, движения пальцев рук. При ДЦП присутствует тремор рук, который усиливается при письме, при приближении пальцев к кончику носа с закрытыми глазами и других действиях. Нарушена координация, чувство равновесия – такие дети не в состоянии самостоятельно сидеть на стуле или стоять, у них неустойчивая походка, им сложно совершать дифференцированные движения. Нарушается ощущение положения частей тела, движения частей тела, ощущение тяжести внешних предметов.

В нормальном состоянии проприоцептивное восприятие движений и положения тела возникают при одновременной деятельности проприоцептивных органов. Проприоцепторы расположены в мышцах, сухожилиях, суставных капсулах. Вся информация от проприоцепторов поступает в спинной мозг и затем передается в ядра задних столбов продолговатого мозга. Нейроны второго порядка передают полученную информацию к проекционным ядрам таламуса, нейроны таламуса создают проекцию на соматосенсорную кору, которая и формирует проприоцептивные ощущения. Центральная нервная система получает сигналы от проприоцепторов, расположенных на лице и голове, в итоге объединение сигналов от всех проприоцепторов в соматосенсорной коре головного мозга формирует проприоцептивное восприятие.

Виды ДЦП

Существует несколько классификаций детского церебрального паралича. Характеристика по Сеченовой:

Спастическая диплегия – больше половины больных страдают таким нарушением двигательной функции. Признак этого поражения – ригидность конечностей, ограничен объем движений и силы. Двигательные, психические и речевые расстройства имеют широкий диапазон. Определенная часть детей в этой группе больных имеет умственную отсталость;

Двойная гемиплегия – обширное поражение мозга, снижены установочные выпрямительные рефлексы, у большей части детей отсутствует произвольная моторика, отмечается умственная отсталость. Тяжелая форма – дети не обучаемые;

Гиперкинетическая форма – поражены подкорковые отделы, двигательные нарушения проявляются в виде гиперкинезов. Психическое развитие нарушено меньше, дети обучаемые, интеллект удовлетворительный;

Гемипаретическая форма – двигательные нарушения конечностей развиваются с одной стороны тела. Задержка психического развития может иметь степени от легкой до интеллектуального дефекта;

Атонически-астатическая форма – поражается мозжечок, у детей наблюдается гипотонус мышц, нарушено проприоцептивное восприятие, атаксия.

Степени интеллектуальных нарушений

Дети с ДЦП представляют собой разнородную группу, в которой отмечаются различные степени интеллекта – от нормального до олигофрении. Нарушение психики у одних детей проявляется в виде повышенной эмоциональной возбудимости, несдержанности, раздражительности, агрессии, у других детей заторможенностью, равнодушием и безучастностью. Дети с нормальным интеллектом часто не уверены в себе, обидчивы, у них формируются иждивенческие установки, они не хотят самостоятельности, легко поддаются внушению.

Лечение детей с церебральным параличом

Лечение больных с ДЦП – это длительный и включающий несколько этапов процесс. Проводится диагностика и устанавливается причина возникновения нарушения. Одновременно проводятся функциональное лечение, лечебная физкультура, физиолечение, назначаются препараты для восстановления обмена веществ, поднятия иммунитета, назначается ортопедическое лечение, психолого-педагогическая реабилитация.

Большое внимание следует уделять игровому общению с окружающими, речи, стимуляции различных функций – слуховой, зрительной, способности познавать окружающие предметы. У больного надо сформировать самооценку, научить чувствовать себя нужным и уверенным в своих силах. Он должен быть приучен к распорядку дня, организован, участвовать во всех событиях, происходящих в семье. Должен заниматься посильным трудом, уметь самостоятельно выполнять простые обязанности. Дети с тяжелыми формами нарушения требуют постороннего ухода, внимания и больших усилий своей семьи.

Наша команда экспертов поможет получить консультацию, пройти лечение при ДЦП в лучших клиниках Европы, Израиля и США. Мы помогаем решить все организационные вопросы, сопровождая вас на всех этапах. Наша команда сотрудничает со многими известными клиниками в США, Франции, Германии, Израиля, России. Узнайте больше: +7 (495) 721-30-21.

Назад к поиску
Something is wrong.
Instagram token error.