Диагностика двигательных нарушений у детей - Меднавигатор
+7 (495) 023-10-24 info@mednavi.ru Консультация — бесплатно!
Навигация
Заказать звонок
Оставить заявку
Контакты
Спасибо!
Наши специалисты свяжутся с вами!
Заказать звонок Медицинскому навигатору

Ваше имя:

Номер телефона:

Когда вам удобно принять звонок?
С ДО
Ваше сообщение:

Записаться на прием в Медицинский навигатор

Ваше имя:

Номер телефона:

Ваш E-mail:

Ваше сообщение:

06 ДЕК 2016

Диагностика двигательных нарушений у детей

Неврология, Реабилитация

Любой двигательный акт – это следствие сокращения поперечнополосатой и гладкой мускулатуры человека, которая поддерживается соматической и вегетативной нервной системами. Диагностироваться двигательные нарушения у детей могут при различных патологиях, как приобретенных, так и врожденных, в том числе при церебральном параличе.

Нарушения двигательных функций у младенца: необходимые знания при выборе клиники

У многих родителей подобные диагнозы выбивают почву из-под ног. Выбор клиники, выбор врача, выбор страны, где проводить лечение – это вопросы, на которые каждая семья должна ответить себе в кратчайшие сроки.

Все чаще родители предпочитают проходить лечение за рубежом. Современный рынок сейчас перенасыщен клиниками, которые предоставляют услуги по медицинскому туризму. Но к выбору нужно отнестись со всей ответственностью.

Факторы, на которые стоит обратить внимание при выборе места лечения:

  • Срок существования фирмы на рынке медицинских услуг и туризма;
  • Наличие документации на соответствующую работу;
  • Отзывы клиентов.

Эксперты из агентства медтуризма Меднави помогут определиться со страной, клиникой, врачами; помогут собрать нужные документы и разрешения; окажут юридическую поддержку. Позвоните нам +7 (495) 023-10-24. Меднави сотрудничает с крупнейшими мировыми клиниками и центрами. Уверенно делайте шаг навстречу решению вашей проблемы, и уже скоро вы увидите, как ваш малыш делает первые шаги.

Развитие моторики у новорожденного

У новорожденных детей ответные реакции строятся на уровне бледного шара и зрительного бугра. Далее при созревании «старших» структур происходит процесс торможения более ранних образований, после чего следуют некоторые изменения реакций организма в ответ на окружающую среду. Новые образования структур при этом подчиняют себе старые.

Психомоторная деятельность у детей: периоды

У новорожденных детей существует три этапа развития психомоторной деятельности:

  1. От самого рождения до четырех месяцев длится таламопаллидарный период;
  2. Следующий период – стриопаллидарный. Его продолжительность составляет полгода, т.е. до 10 месяцев. В этот период мышечный тонус понижается, малыш учится целенаправленным телодвижениям
  3. С 10 месяцев начинается период, для которого характерно созревание высших корковых функций; речь и сложные условные реакции активно начинают свое развитие.

Описанные периоды определяют фазы развития моторики у детей:

  1. Первые двигательные рефлексы (спонтанные) начинаются с четвертого дня жизни и длятся до двух месяцев;
  2. Со второго по пятый месяцы жизни протекает монокинетическая фаза, особенность которой состоит в попытке самостоятельной координации рук и ног;
  3. С пятого месяца до года движения приобретают некоторую направленность – дромокинетическая фаза;
  4. Для кратикинетической фазы характерен переход к моторике уже взрослого человека, при этом развивается координация и нормализуется тонус мышц. Эта фаза начинается с двенадцати месяцев.

Двигательный рефлекс у детей и его развитие

Двигательный рефлекс у новорожденного проходит свое развитие по восходящей — сложные жесты заменяют простые. Если поражаются какие-либо отделы головного мозга, то у малыша могут появиться те реакции моторики, которые характерны для более ранних этапов развития.

Двигательные нарушения у детей

Нарушение двигательных функций у новорожденных и грудничков разительно отличаются от нарушений моторики более старших детей и тем более взрослых. В раннем возрасте поражение какого-либо участка мозга чаще всего вызывает изменения, которые отражаются на всем функционировании организма. А это уже, в свою очередь, крайне затрудняет узкую диагностику проблемы.

Нарушение двигательной функции у детей: пирамидное и экстрапирамидное

У новорожденных и грудничков диагностика пирамидных и экстрапирамидных двигательных нарушений затруднена: врачи делают в основном свои выводы, опираясь на рефлекторную активность младенца и его мышечный тонус.

Мышечный тонус меняется вместе с ростом. Особенно это заметно в первый и второй возрастной периоды (до трех месяцев), в это время физиологическая гипертония является нормой.

Мышечная гипотония, гипертония и дистония у грудничков: причины, симптомы и клинические признаки

Мышечная гипотония – состояние, при котором снижается сопротивление пассивным жестам и значительно увеличивается их количество. При этом наблюдается снижение спонтанной и произвольной активности; рефлексы сухожилий могут быть как нормальными, так и повышенными или сниженными. Это зависит от того, насколько поражена нервная система. Вышеописанный синдром – это наиболее часто встречающийся диагноз у малышей в возрасте до одного года.

Мышечная гипотония может наблюдаться как с рождения, так и с любого возраста, если начнут проявляться клинические симптомы.

Врожденная гипотония мышц может привести к нормотонии, дистонии, гипертонии или же так и останется главенствующим симптомом весь первый год жизни человека. Клинические проявления мышечной гипотонии могут варьироваться от легкого снижения сопротивления пассивным движениям вплоть до атонии, а также отсутствия активных рефлекторных жестов у новорожденного или грудничка.

В случае, когда гипотония мышц выражена незначительно и других неврологических нарушений нет, то чаще всего этот синдром либо вовсе не оказывает влияние на рост и развитие человека, либо приводит к запаздыванию развития моторики маленького человека.

Запаздывание может быть неравномерным. Такие дети позже становятся на ноги и начинают ходить, долго ходят с поддержкой взрослых. Бывают случаи, когда мышечная гипотония лишь одной конечности, это происходит при парезе ног или рук.

Мышечная дистония – синдром, при котором гипотония мышц перемежается с гипертонией. У таких детей, находящихся в состоянии покоя, при пассивных жестах наблюдается общая гипотония мышц. Тонус мышц резко нарастает при резких переменах эмоций, при активных попытках выполнить какое-либо действие. Эти состояния носят название дистоническая атака. Ярко обозначенный синдром дистонии практически не дает развиваться выпрямляющему рефлексу из-за изменяющегося тонуса мышц. В легких формах мышечная дистония не оказывает влияния на процесс двигательной функции.

Синдром мышечной гипертонии – синдром, при котором происходит увеличение сопротивления пассивным движениям, спонтанная и произвольная активность значительно снижена, рефлексы сухожилий завышены. Нормой считается, если вышеописанные клинические показатели выражены слабо, непостоянны и со временем ослабевают, но при увеличении мышечного тонуса симптомы усиливаются и не угасают.

Мышечная гипертония может быть разной степени: от незначительного повышения сопротивления до абсолютной скованности, при которой какие-либо движения становятся невозможными. В таком случае релаксанты мышц не могут вызвать расслабление мышц.

Если мышечная гипертония выражена неярко и других неврологических нарушений нет, то влияние этого синдрома на пациента будет незначительным. Оно будет выражаться в легком торможении процесса роста в первые двенадцать месяцев. Например, может отмечаться задержка прогресса хватательного рефлекса, задержка процесса познания навыков манипулирования предметами и прочее. Такие детки поздно встают на ноги и предпочитают ползать, для них характерна ходьба на пальчиках.

Нарушение двигательных рефлексов, связанные с дисфункцией мозжечка

Недоразвитие мозжечка, родовая травма, асфиксия, наследственная дегенерация – все это приводит к мозжечковым нарушениям двигательного рефлекса.

Нарушение двигательных рефлексов мозжечка: клинические проявления:

  • Мышечный тонус снижен;
  • Реакция равновесия при сидении, вставании, ходьбе нарушена;
  • Нарушение координации рук при движении.

Распознать такие расстройства можно и самостоятельно: такой малыш при захвате предмета делают много лишних движений, особенно это характерно в сидячем положении. Садятся дети с мозжечковыми нарушениями поздно, ходить учатся после года, при этом часто падают.

Детский церебральный паралич

Двигательный дисбаланс часто сопровождается детским церебральным параличом. Повышение мышечного тонуса в разной степени наблюдается при любой форме и стадии церебрального паралича.

Двигательные расстройства

Нарушение мозга грудничка порождает непоследовательность этапов его развития. Для того чтобы точнее понять особенности нарушения двигательных функций, рассмотрим влияние тонических рефлексов на двигательную активность (произвольную), психические и речевые функции.

Тонический лабиринтный рефлекс – заболевание, при котором грудничок не в состоянии сидеть, переворачиваться, взглядом не следит за предметами, не подымается, не ходит и не стоит. Малыш с ярко выраженным тоническим рефлексом, находясь на спине, не может наклонить головку, протянуть руки вперед, взять предмет, который находится перед ним, а также ухватится и сесть.

Степень выраженности тонического рефлекса напрямую зависит от тонуса мышц пациента.
Ассиметричный шейный тонический рефлекс — самый распространенный рефлекс при ДЦП. Степень этого симптома напрямую зависит от мышечного тонуса в руках. Тяжелая степень характеризуется одновременным поворотом головы с руками. АШРТ в сочетании с тоническим рефлексом не позволяет младенцу захватить игрушку, зрительная координация нарушена. Если дать игрушку в руки, то он не может поднести ее ко рту, лбу, глазам, к животу. Такие дети тяжело переворачиваются на живот.

Симметричный тонический рефлекс – симптом, при котором грудничок, поставленный на колени, не в состоянии разогнуть руки, чтобы опереться на них и поддерживать свой вес. При этом голова наклонена, плечи втянуты, руки согнуты в локтях, а кисти в кулаки. При попытке поднять голову из положения сидя маленький пациент не может удержаться и падает назад. Опускание головы приводит к обратному.

Положительная поддерживающая реакция – это реакция, которая проявляется как возрастание тонуса в ногах при касании ног к опоре. Так как карапуз с ДЦП стоит и ходит на подушечках стоп, то вышеописанная реакция постоянно стимулируется. Суставы ног фиксируются. Реакция равновесия затруднена.

Содружественные реакции – реакции организма, которые усиливают тонус различных частей тела при попытке сломить сопротивление мышц в конечности: при попытке взять игрушку, разжать руки, шагнуть. Содружественные реакции не позволяют развиваться целенаправленным движениям и приводят к контрактурам. Самое частое проявление содружественных реакция при ДЦП в оральной мускулатуре: дите берет игрушку, рот при этом широко открывается.

Произвольная двигательная активность приводит к тому, что все тонические рефлексы работают одновременно, соединяюсь друг с другом. Это затрудняет выявление одного из симптомов, можно лишь отметить наличие и усиленные симптомы того или иного рефлекса. Мышечный тонус влияет на степень выраженности симптомов.

Гемолитическая болезнь новорожденного. Появление резких тонический рефлексов характерно для тех детей, которые перенесли гемолитическую болезнь. Это может даже привести к тонической атаке. Произвольная моторика тяжело развивается при гемолитической болезни новорожденного, причиной этому становятся гиперкинезы (непроизвольные насильственные движения). Зачастую на первом году жизни младенца такие движения выражены в слабой степени.

Двигательный дисбаланс в организме младенца: нарушение речевого и психического развития

Различные двигательные патологии при наличии сенсорной недостаточности ведут к и психическим нарушениям. Артикуляционный аппарат напрямую зависит от тонических рефлексов: лабиринтный тонический рефлекс повышает тонус мышц корня языка, что ведет к проблемам формирования голосовых реакций как произвольных, так и непроизвольных. Ассиметричный шейный тонический рефлекс приводит к ассиметричному положению языка во рту, что затрудняет произнесение звуков. Симметричный шейный тонический рефлекс затрудняет дыхание, приводит к произвольному открыванию рта, язык находится впереди. Все эти симптомы приводят к нарушению развития речевой активности. Для детей с такими отклонениями характерен тихий крик и всхлипы на вдохе. Тяжелые формы двигательных нарушений могут привести к тому, что лепет и гуление вовсе отсутствуют.

Нарушение речевой функции у новорожденных и грудничков с ДЦП выражается в задержке развития моторной речи и разных формах дизартрии. Локализация процесса патологии и степень поражения мозга обуславливают тяжесть нарушения речевых функций. Нарушения психики у маленького пациента могут быть вызваны как первичными поражениями головного мозга, так и задержкой развития двигательной и сенсорной функции. Аномалии развития глазодвигательных нервов, торможение развития локомоторных функций ограничивает поля зрения, а это уже ведет к более серьезным проблемам: недостатку внимания, торможению пространственного восприятия и рефлексов познавания. В норме младенец должен накапливать знания об окружающем мире и формировать такие функции мозга, как обобщение. Параличи и парезы не позволяют в полной мере знакомиться с предметом на ощупь, что в сочетании с недостаточным развитием зрительных и моторных функций не дает формироваться предметному восприятию и препятствует познавательной деятельности. Нарушение речевой деятельности также приводит к трудному контакту с окружающей средой и миром. В более старшем возрасте нарушение связей коммуникации приводит и к психическим расстройствам.

Двигательный дисбаланс организма: диагностика и лечение

Умеренное или тяжелое нарушение мышечного тонуса, нарушение формирования позы ребенка и моторных навыков – все это следствие двигательных расстройств.

Медицинская диагностика в раннем возрасте сопряжена с некоторыми трудностями:

  • Частые случаи инсультов, не проявляющихся в неонатальном периоде;
  • Отсрочка проявления симптомов болезни;
  • Высокий процент формирования двигательного нарушения происходит в дородовом периоде (до 70%).

Двигательный дисбаланс новорожденных и грудничков: на что стоит обратить внимание при медицинском обследовании

При клиническом обследовании двигательных расстройств у пациента необходимо обращать особое внимание на следующие симптомы:

  1. Мышечный тонус (повышен или понижен);
  2. Объем движения конечностей (есть ли ограничения в движении);
  3. Пристальное внимание необходимо оказать рефлекторной области;
  4. Саккадические движения глаз (есть ли нарушения фиксации взгляда);
  5. Психомоторное развитие;
  6. Редукция лабиринто-тонического рефлекса у детей до одного месяца жизни.

Нарушение двигательной функции у ребенка напрямую связана с периодом действия вредного фактора на развитие коры головного мозга. Особенно опасны повреждения на 30-32 неделе, это может нести катастрофические последствия для новорожденного.

Нарушение двигательной функции: факторы риска

Факторы риска:

  • Следует уделить особое внимание тем детям, у которых оценка по Апгар менее 5 баллов;
  • Ребенок находится после родового шока или коматозного состояния;
  • Была проведена искусственная вентиляция легких длительностью более 48 часов;
  • Новорожденный – мальчик;
  • Обратите внимание на показатели пуповинной крови, они должны быть в норме;
  • Пристальное внимание нужно обращать на тех детей, у мам которых обнаружили антифосфолипидный синдром;
  • Новорожденный недоношен;
  • Низкий вес;
  • Имели место повреждения мозга в родовом периоде;
  • Ранний разрыв плодного пузыря матери;
  • Неонатальные судороги;
  • Избыточная гипероксигенация и гипокапния.

Если нарушение двигательных функций прогрессирует, то необходима диагностика нейрометаболических заболеваний.

Двигательный разлад организма новорожденного или младенца может сопрягаться такими синдромами:

  • Мультиинфарктное поражение головного мозга может привести к гипотоническому синдрому;
  • Снижение количества движений, уменьшение силы мышц ног, повышенный мышечный тонус (спастическая диплегия);
  • Уменьшение длины конечностей;
  • Различное нарушение координации движения в конечностях;
  • Дистонический синдром;
  • Гиперкинетический синдром;
  • Восковая ригидность;
  • Опистотонус;
  • Нарушение флексомоторной реакции.

В неврологии также выделяют и доброкачественные феномены моторики:

  • Умеренная гипотония у недоношенного ребенка, 
  • Флексорный гипотонус,
  • В возбужденном состоянии – тремор подбородка, головы и верхних конечностей.

Диагностика: нарушение психомоторики у ребенка

Нарушение психомоторики ведет к торможению в развитии безусловных и условных рефлексов. Это проявляется в отсутствии интереса к игрушкам и окружающим людям, эмоции скудны, нет деятельности с предметами, отсутствуют интонации речи, игровая деятельность отсутствует или слабая. Психические навыки напрямую связаны с торможение развития моторики. Оценку психомоторного развития у детей чаще всего проводят по календарному методу, суть которого состоит в рассмотрении соответствия возраста малыша медицинским стандартам психомоторных навыков.

Легкая степень нарушения двигательной функции фиксируется при отклонении хронологического возраста ребенка от календарного в период до трех месяцев. Возможна задержка отдельных психомоторных функций, это характерно для тех детей, у которых рахит или иные соматические заболевания. Такая степень поражения двигательных функций зачастую полностью восстанавливается, но при условии полного отсутствия поражения мозга.

Наличие у младенца, который доношен, статуса психомоторики, которых характерен для четырехнедельного развития, тревожный сигнал. Отставание в развитии до полугода считается нарушением легкой степени, тяжелая степень – отклонение более шести месяцев.

Диагностика двигательных нарушений: опыт Западной Европы

Метод Прехтла – наиболее часто используемая диагностика спонтанной двигательной активности пациента в Западной Европе. Диагностика проходит около часа, ведется видеозапись, после того заполняется таблица разных видов движения, которые оцениваются в балах.
Нормой считается «суетливый» тип активности грудничка: 3-5 месячный малыш совершает множество движений шеей, плечами, корпусом, руками, ногами, плечами, стопами. Важно отметить в этот период сочетания «рука-лицо», «рука-нога», нога-нога». Синхронные судорожные движения конечностей в этот период говорят о раннем тетрапарезе. Несвоевременная диагностика обеднения рефлекторных движений конечностей может привести к спастическому гемипарезу. Не поднятие ног из положения лежа на спине, недостаток суетливых движений конечностями – маркеры для постановки диагноза ДЦП различных форм и степеней.

Нейрофизиологическая диагностика нарушений психомоторики:

  • Электроэнцефалография – диагностика, которая отслеживает формировку электроэнцефалографических ритмов (после двух месяцев в норме должна исчезнуть дельта-активность);
  • Диагностика зрительных потенциалов – эта система оценивает зрительные анализаторы от коры и до зрительного нерва;
  • Диагностика слуховых потенциалов – определение слуха пациента путем ведения звукового сигнала от периферии мозга до коры височной доли;
  • Электромиография и электронейропиография – диагностика, которая выявляет понижение скорости проведения по нервам рук.

Диагностика двигательных нарушений: нейросонография

Нейровизуализация, нейросонография – диагностика, определяющая спинномозговую грыжу, субкортикальный некроз и перивентрикулярную лейкомаляцию.

Диагностика аномальных зон развития лобных и височных долей проводится с помощью компьютерной и магнитно-резонансной томографии.

Лабораторная диагностика допустима пациентам с нарушением психомоторных функций, при отставании от календаря более чем на три месяца:

  1. Аминокислотный тест;
  2. Диагностика внутриутробных инфекций;
  3. Цитогенетические обследования.

Дополнительные методы диагностики двигательных нарушений

Диагностика двигательных нарушений также должна предусматривать исследование венозной системы. Рисунок из вен, который похож на голову медузы, говорит о застоях в венозной системе; венозная сеточка на волосистой части указывает на рахит или гидроцефалию; рисунок из вен верней части спины указывает на рост бронхопульмональных узлов; сосудистые звездочки говорят о хронических болезнях печени. Одними из признаков родовых травм являются ярко-лиловые пятна неправильной формы, которые сохраняются до нескольких лет.

Для полной картины нарушений необходима диагностика роста волос: достаточный ли рост, есть ил выпадение, сухость, ломкость. Все эти факторы указывают на дефицит железа в организме, что может привести к анемии и двигательным нарушениям. Блеклые, серые ногти также говорят о дефиците железа или же грибковых заболеваниях.

Нарушение двигательных и психомоторных функций: терапия

Терапию нарушений двигательных и психомоторных функций делят на два вида: физиотерапия и медикаментозный метод лечения.

Если превентивная диагностика показала склонность к медикаментозному лечению, то используют:

  • Центральные парезы: кислота гопантеновая (125 миллиграмм в сутки, разделить на два приема);
  • Статические парезы в возрасте от 12 месяце:– баклофен (от 0,5 до 1 миллиграмма на килограмм веса в сутки), мидокалм (5 миллиграмм на килограмм в сутки);
  • Статические парезы с двух лет: ботулинотерапия;
  • Торможение психомоторного развития: гопатеновая кислота (125 миллиграмм в сутки, разделить на два приема), пиритинол (10 миллиграмм на килограмм каждый день).

Если диагностика выявила ригидность или спастичность, то необходимо проводить тепловые процедуры.

Восстановительный период: что необходимо знать и уметь родителям

Мероприятия по реабилитации необходимо изучить родителям и ежедневно заниматься с ребенком. Основные виды занятий – это занятия на большом гимнастическом мяче, различные оздоровительные укладки, подготовка к массажу. В дальнейшем при положительной динамике упражнения на мяче и укладки должны быть сопряжены с массажами, физиотерапией, стимуляцией зрительных и слуховых анализаторов.

В этот период необходима логопедическая диагностика языкоглоточной мускулатуры. В период реабилитации необходимо также включить занятия по развитию речи. В настоящее время наиболее популярны такие физиотерапевтические методы, методика Войта, Бобат-терапия, кинезотерапия, терапия вызванных движений конечностей.

На последней остановимся подробнее. Терапия вызванных движений верхних и нижних конечностей основана на ежедневном, шестичасовом воспроизведении движений в конечностях у больных. Такой курс длится 21 день. К этому прибавляется профессиональный массаж, лечебная физкультура, лазеротерапия.

В восстановительном периоде не следует упускать формирование знаний и навыков самообслуживания, культурные и гигиенические навыки у детей старшего возраста. Нужно создать условия, при которых дети с ДЦП овладевали этими способностями. Родители должны уйти от гиперопеки, это поможет больному стать самостоятельнее и развиваться активнее. Надо обратить внимание на то, что уровень требований воспитателя соответствовал уровню требований родителей больного, это не даст больному ощутить двойные стандарты воспитания.

Формирование навыков самообслуживания – это одна из важнейших задач восстановления. Нужно решать много задач на самые различные темы: посчитайте количество пуговиц, рассмотрите их цвет, форму, потрогайте на ощупь, опишите похожие предметы и прочее.

Детский церебральный паралич и нарушения двигательных функций

Церебральный паралич – это диагноз, который ежегодно слышат родители тысяч новорожденных и детей. Это заболевание не заразно, контакт с больным неопасен. Само слово «церебральный» в переводе означает «связи с мозгом». Слово «паралич» говорит о неправильной координации движения и ориентирования в пространстве.

Кроме ДЦП современная медицина различает еще много заболеваний, связанных с нарушением двигательных функций. Но, к сожалению, все медицинские достижения, точнейшая диагностика, новинки фармацевтики не могут окончательно решить эту проблему. Статистика фиксирует по 2-3 больных на тысячу населения.

Двигательные нарушения не выбирают пол, этническую группу, географию или национальность. Но лечение есть! Внимательное наблюдение за новорожденным, своевременная диагностика, опытные врачи, каждодневные занятия поставят вашего ребенка на ноги. Узнайте больше, позвоните нам +7 (495) 023-10-24.

Назад к поиску