Двигательные нарушения у пациентов с дефектами речи - Меднавигатор
+7 (495) 023-10-24 info@mednavi.ru Консультация — бесплатно!
Навигация
Заказать звонок
Оставить заявку
Контакты
Спасибо!
Наши специалисты свяжутся с вами!
Заказать звонок Медицинскому навигатору

Ваше имя:

Номер телефона:

Когда вам удобно принять звонок?
С ДО
Ваше сообщение:

Записаться на прием в Медицинский навигатор

Ваше имя:

Номер телефона:

Ваш E-mail:

Ваше сообщение:

06 ДЕК 2016

Двигательные нарушения у пациентов с дефектами речи

Неврология, Реабилитация

Довольно часто у пациентов двигательные нарушения сочетаются с нарушениями речи. Степень их выраженности зависит от тяжести поражения головного мозга.

Такая комбинация симптомов встречается у детей, страдающих церебральным параличом. Современные методы лечения, которые применяют в ведущих клиниках мира, позволяют не только стабилизировать состояние ребёнка, но и добиться регресса двигательных нарушений и улучшить качество жизни пациентов.

Мы работаем с лучшими клиниками Европы, Израиля, США.. Наши сотрудники организуют консультацию лучших специалистов и лечение пациента в той клинике, в которой пациент решит лечиться. Узнайте больше, звоните +7 (495) 023-10-24.

Детский церебральный паралич

Церебральный паралич у детей (ДЦП) представляет собой органическое поражение мозга. Оно может развиться во время внутриутробного развития, в родах и в период новорожденности. Основной симптом заболевания – двигательные нарушения. Почти у всех детей отмечается нарушение речи и психического равновесия.

Различают такие клинические варианты течения церебрального паралича у детей:

1. Двойная гемиплегия. Она считается наиболее тяжелой формой заболевания. По причине глубокого поражения мозга практически все человеческие функции(речевые, двигательные и психические) оказываются нарушенными еще во время развития эмбриона. Сразу же после рождения у малыша можно выявить такие двигательные нарушения, как отсутствие защитного рефлекса, повышение лабиринтного и шейного рефлексов, а также крайняя степень выраженности рефлекса с таза на туловище и с головы на туловище. У таких детей вовсе не развивается установочный рефлекс на голову, а это значит, что не развиваются и цепные установочные рефлексы. В такой ситуации малыш оказывается неспособным обучиться самостоятельному сидению, ходьбе, он не может стоять без посторонней помощи. У него практически отсутствует двигательная функция верхних конечностей. Если младенец оказывается на спине или животе, он принимает резко выраженную разгибательную или сгибательную позы. Когда малыша поддерживают в вертикальном положении, у него свисает головка. У маленького пациента отмечается гипертонус мышц верхних и нижних конечностей, повышены все сухожильные рефлексы. Отмечается нарушение речи: она либо отсутствует,либо имеет место тяжелая дизартрия, при которой язык не может преодолеть воздействие гравитации земли. У таких детей в крайней степени нарушено психическое развитие. Оно на уровне идиотии или имбецильности.

2. Спастическая диплегия наиболее часто распространена у детей. Для этой формы церебрального паралича характерно поражение всех четырех конечностей (тетрапарез) с преимущественным поражением ног. Отмечаются нарушения речи по типу дизартрии. Их выраженность разная, она зависит от времени и силы действия неблагоприятных факторов. У детей либо вовсе не развиваются, либо слабо выраженные врожденные двигательные рефлексы (ползания, защитный, опоры).

3. Для гемипаретической формы характерно поражение одноименных конечностей. У этих детей оказываются сформированными врожденные двигательные рефлексы. Но спонтанные движения ограничены с первых недель жизни. Во время проверки рефлекса опоры можно определить, что реакция в паретической ноге более слабая, чем в непораженной конечности. Пораженная конечность при шаговых движениях отстает от здоровой ноги. Пациент может начать сидеть вовремя или с опозданием. Позже формируется сколиоз.

4. Гиперкинетическая форма церебрального паралича развивается вследствие билирубиновой энцефалопатии, недоношенности, родовой травмы мозга, сопровождающейся разрывом артерий, по которым происходит снабжение кровью подкорковых ядер. У детей сразу же оказываются нарушенными двигательные рефлексы.У них снижен тонус мышц.

5. Атонически-астатическая форма проявляется несостоятельностью врожденных двигательных рефлексов. У детей сразу же после рождения отсутствуют рефлексы ползания, опоры и автоматической походки. Может быть слабым или отсутствовать хватательный и защитный рефлексы. Пациенты начинают сидеть к двум годам, а ходить только в шестилетнем возрасте. Характерными симптомами заболевания являются гиперметрия, атаксия, интенционный тремор. Задержка психического развития и речевые расстройства могут иметь место у 60-70% детей. Если у них поражена лобная доля, то может наблюдаться суетливость, эйфория и расторможенность.

Нарушения речи у детей, страдающих ДЦП

Родившись на свет, малыш криком извещает мир об этом. Его речь при сохраненном слухе впоследствии будет формироваться на основе рефлексов орального автоматизма (глотательного, сосательного, поискового и хоботкового), а также крика.

Нарушения, называемые дизартрии характеризуются нарушением голоса и произношения звуков. Выделяют три формы дизартрий:

  1. Псевдобульбарная. При этом расстройстве речи повышается тонус мышц языка, шеи, лица и круговой мышцы рта. Это ограничивает произвольные движениямышц артикуляционного аппарата. В случае поражения черепных нервов и корково — ядерных путей наступает несостоятельность функции языкоглоточного нерва. Это приводит к нарушению образования голоса, дыхания. Становится затрудненным дыхание и жевание, повышается слюноотделение. Пациенты поперхиваются во время еды;
  2. Мозжечковая дизартрия возникает по причине гипотонии мышц губ, отвечающих за артикуляцию. Они становятся вялыми, а язык – тонким. Он распластан в ротовой полости. Речь становится скандированной, она затухает к концу произносимой фразы, становится медленной и толчкообразной;
  3. Экстрапирамидная дизартрия приводит к затруднению соразмерности и плавности речевых артикуляций. Это случается по той причине, что гиперкинезы распространяются на мышцы губ, языка, лица, межреберных нервов и диафрагмы. Отмечается повышение тонуса артикуляционных мышц по типу дистониии. Он зачастую меняется под влиянием эмоциональных состояний малыша,тонических рефлексов и различных внешнихраздражителей.

Анартрия развивается при резком нарушении тонуса артикуляционных мышц и выраженном нарушении проводимости корково-ядерных путей. Пациент полностью или частично не может произносить звуки.

Алалия – системное недоразвитие речи, которое развивается вследствие поражения корковых зон, отвечающих за речь. При этом нарушении речи речедвигательный аппарат оказывается сохранным. При моторной алалии пациент с трудом переключается с одних слов на иные. У него недоразвиты навыки артикуляции. Сенсорная алалия проявляется нарушением понимания обращенной к малышу речи.

Нарушение взаимосвязи между разными функциями

На звуковые раздражители реагирует плод еще в утробе матери. После рождении при наличии резкого звука он смыкает веки, двигательным беспокойством, меняет двигательный ритм, поворачивает головку и меняет ритм дыхания. В 2 месяца малыш иногда реагирует на материнский голос и поворачивает голову, а к 3 месяцам он это делает постоянно. Но дети, у которых определен церебральный паралич, часто страдают нарушением слуха разной степени.

Если слуховая функция нарушена несильно, то у малыша нарушается произношение звуков высокой частоты. Он не может употребить в своей речи звуки к, в, ш, ф и с. Некоторые дети не способны дифференцировать близкие фонемы (ва-фа, па-ба). Их трудно обучить письму. У части детей с ДЦП повышается чувствительность к звуку. На негодети реагируют повышением тонуса мышц, а также усилением гиперкинезов и нарушений речи. Если имеет место нарушение слуха, задерживается развитие речи. В отдельных случаях она может вовсе не сформироваться.

Новорожденный реагирует на источник света несильным отбрасыванием головы назад и рефлекторным смыканием век. У него в двухмесячном возрасте появляется мигательный рефлекс, возникающийпо мере приближения предмета к органу зрения. Младенец в три месяца хорошо фиксирует взор на предмете и следит за ним, ак четырем месяцам уже тянется к игрушке, берет ее в руки. В 6 месяцев малыш осматривает игрушки и переводит свойвзгляд с одного предмета на другой. У детей с церебральным параличом часто наблюдаются нарушения полей зрения, снижение его остроты, аномалии рефракции, а также косоглазия. В связи с нарушением двигательной функции развивается парез глазодвигательных мышц.

Психические нарушения также наблюдаются у тетей, страдающих церебральным параличом. В результате нарушений развития мозга нарушаются процессы формирования речи, двигательной и психической функции. Мозг развивается в результате стимуляции его при совершенствовании движений, психики и речи.

Развитие мозга в случае ДЦП страдает уже в первые месяцы жизни. Процесс усугубляется из-за двигательных нарушений, расстройств кинетического, зрительного и звукового восприятия.

Нарушение зрения, проприоцептивной афферентации являются причиной сенсорной депривации. Это замедляет развитие мозга и влияет на формирование психики.

Сенсорные, двигательные расстройства и нарушения речи снижают возможности контакта малыша с родителями, своими сверстниками и взрослыми людьми. Такой пациент подвержен социальной и эмоциональной депривации.

Коррекция речи и двигательных нарушений у детей с ДЦП

 

Коррекция двигательных расстройств, нарушений речи и других функций должна быть комплексной. Необходимо соблюдать единый подход в обследовании и лечении маленького пациента всеми участвующими в реабилитационном процессе специалистами. Следует учитывать взаимовлияние динамического развития речевых, двигательных и психических функций пациента. С этой целью проводят всестороннюю совместную стимуляцию речи,психики и моторики, корригируют их и проводят профилактические мероприятия.

Важно своевременно диагностировать заболевание, выявить нарушенные функции и разработать мероприятия до начала проявления дефектов речи. Это позволяет направить усилия на их профилактику, а не исправлять уже имеющиеся нарушения речи и психики.

Если нарушения речи диагностированы на этапе доречевого развития, своевременно разработаны и проведены коррекционно-педагогические мероприятия, можно надеяться на то, что дефекты речи уменьшатся, а в некоторых случаях и вовсе не разовьются.

Такой подход основан на имеющихся сведениях о пластичности детского мозга и его универсальной способности к восстановлению. Наиболее оптимальный срок для развития речи –первые три года жизни малыша. Но коррекционную работу строят не с учетом возраста пациента, а с учетом его психоречевого развития.

Нарушения психики и речи связаны с тем, что у детей, страдающих ДЦП, нарушены двигательные функции, он страдает от дефицита деятельности. В связи с этим необходимо стимулировать тот вид деятельности, который является основным для детей определенного возраста. Так, дети до одного года должны много общаться со взрослыми, в раннем возрасте заниматься предметной деятельностью, в дошкольном возрасте – игровой, а в школе – учиться.

Работа по реабилитации детей с ДЦП должна поводиться в тесном контакте с его родителями. Они не должны чрезмерно опекать малыша, выполнять всю его работу. Да, они должны быть добрыми, но, в то же время, и требовательными. Детям необходимо прививать доступные им методы самообслуживания. Такой подход позволяет адаптировать больных детей к условиям внешней среды, не чувствовать себя ущербным, найти место в обществе.

Если вашему ребенку необходима помощь — свяжитесь с нами. Агентство Меднави работает с ведущими клиниками Москвы и зарубежья, позвоните нам: +7 (495) 023-10-24.

Назад к поиску